Могила православного христианина
Крест на могиле. Обычай отмечать места захоронений устройством над ними холмов идет из глубокой древности. Христианство внесло в него свой весьма существенный элемент: на могиле стали воздвигать святой крест – либо изображенный на надгробии, либо заменяющий само надгробие. Ставят крест с восточной стороны в ногах усопшего, чтобы его лицо было обращено к Распятому Христу. Таким образом, тело лежит строго по оси восток (ноги) – запад (голова).
Обычай совершать панихиды в дни памяти усопших на их могиле, «туто, где кто лежит», также сохранился с древности. В древней Руси при совершении заупокойного богослужения на могиле православного христианина на надгробие ставились мед в кружке и кутия[1] с крестом из «сладких овощей». Именно перед изображением креста на кутии, как перед святыней, ставилась и зажигалась свеча. В древней Руси кутия была обязательной неотъемлемой принадлежностью всякого заупокойного богослужения.
В наши дни, если поминовение совершается на месте погребения, на могилке зажигаются свечи, а вокруг нее совершается каждение, так же, как совершалось оно вокруг гроба. При поминовении не на самой могилке, ее роль «выполняет» кутия, которая делается в виде небольшого холмика, напоминающего могильный холм, и украшается сверху крестом из различных сухофруктов.
[1] В современной практике для изготовления кутии пшеница или рис смешивается с фруктами («сладкие овощи») или мармеладом. Но по уставу кутия должна представлять собой вареную пшеницу, смешанную только с медом и «различными сладкими овощами украшенная». Естественно, что украшение это должно представлять собой изображение креста (чаще восьмиконечного и с Голгофою), сложенного, например, из изюма. Иногда крест делают из нанизанных на тонкие палочки или проволочки ягод; таким образом, горка из варенной пшеницы с водруженным над ней крестом еще больше напоминает о могильном надгробии.
Цит. по: Справочник православного человека / [ред.-сост. Пономарев Вячеслав]. - Москва : Даниловский благовестник, 2006-2009. / Ч. 3: Обряды Православной Церкви. - 2008. ISBN 978-5-89101-191-5