Молитвы 40-го дня («жене родильнице, по четыредесяти днех»)
Христианским женам, сделавшимся матерями, Церковь запрещала до сорокового дня входить в храм и приступать к причащению Святых Таин. Основание для этого находим в евангельском свидетельстве о соблюдении закона об очищении Богоматерью, принесшей Младенца Иисуса в храм только на сороковой день (См.: Лк. 2; 22). Если в этот период мать тяжело болеет, то ее причащают Святых Таин независимо от этого предписания.
Сейчас, это правило не является абсолютным – молитвы сорокового дня могут совершаться, как раньше, так и позже установленного в Древней Церкви срока.
Обряды сорокового дня преследуют две цели.
1. Ввести родильницу по истечении сорокадневного срока очищения в храм с тем, чтобы она могла приступать к Таинствам и участвовать в богослужении. Совершать обряд чтения очистительных молитв матери нужно в самом храме.
2. Подготовить младенца к участию в жизни Церкви, к первоначальному акту вхождения в нее через Святое Крещение. Совершается это, как уже отмечалось, по вере родителей или восприемников ребенка.
Чтение очистительных молитв и обряд воцерковления могут совершаться и позже сорокового дня по рождении ребенка, уже после совершения Таинства Крещения. В этом случае священник, взяв ребенка на руки в притворе храма, изображает им крестное знáмение пред входом в храм и возглашает:
Воцерковляется раб Божий (раба Божия, имярек) во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Далее, внеся младенца в храм, священник произносит:
Внидет в Дом Твой, поклонится ко храму Святому Твоему.
Затем, остановившись посреди храма, священник возглашает: Воцерковляется раб Божий (имярек). Посредé Церкве воспоет Тя.
Приблизившись к Святая Святых – алтарю, священник, держа младенца лицом к нему, вновь произносит:
Воцерковляется раб Божий (имярек).
Затем младенец мужского пола вносится в алтарь через северную дверь и обносится вокруг престола через Горнее место. Таким образом ребенок приносится Богу и поклоняется Ему, а священник в это время произносит песнь Симеона Богоприимца:
«Ныне отпущаеши раба Твоего (рабу Твою), Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое...».
Цит. по: Справочник православного человека / [ред.-сост. Пономарев Вячеслав]. - Москва : Даниловский благовестник, 2006-2009. / Ч. 2: Таинства Православной Церкви. - 2007. ISBN 978-5-89101-191-5