Святыня Вифлеема

По свидетельству историков, Вифлеем (евр. Бейт-Лехем – «Дом хлеба») является одним из самых древних городов Земли. За VIII веков до Рождества Христова пророк Михей предсказал крохотному поселению древних хананеев всемирную славу: И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля (Мих. 5; 2). Это пророчество исполнилось во дни царя Ирода, когда в убогой Вифлеемской пещере родился Богомладенец Иисус.    

Но как же жители Назарета старец Иосиф и его нареченная жена Мария, «будучи непраздной», оказались так далеко от родного дома? Подробный ответ на этот вопрос дает Евангелие от Луки: В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна (Лк. 2; 1–5). Порядок переписи населения, установленный в Римской Империи, требовал, чтобы ее жители «записывались» в тех местах, где родились. Это правило было вынуждено исполнить и Святое Семейство.

Новозаветная история Вифлеема продолжилась бережным почитанием первыми христианами места Рождества – скалистого Вертепа, давшего приют Младенцу Иисусу. Поклонение, оказываемое этому месту было таково, что римский император-язычник Адриан был вынужден построить над гротом храм Адониса, дабы прекратить паломничество верующих к этой святыне. Его тщание привело к противоположным результатам: в империи, гнавшей христиан, был воздвигнут «памятный знак», обозначавший место Рождества Христова. Простояло это языческое капище до того времени, когда равноапостольная царица Елена возвела над Вертепом величественный храм Рождества. Произошло это в 326 году, почти сразу после утверждения христианства государственной религией Империи. Базилика, построенная в Вифлееме в IV веке, простояла два столетия.

При императоре Юстиниане в древнем Сихеме произошло восстание самаритян, недовольных распространением христианства. Одним из его результатов стало разрушение древней Базилики Рождества Христова. Только в 529 году здание усилиями императорской власти было восстановлено. В 614 году Святая Земля была захвачена персами, разорившими многие святыни в Палестине, включая и храм Гроба Господня. Но по Промыслу Божью Вифлеемская Базилика осталось нетронутой: Хозроя, предводительствовавшего захватчиками, остановило изображение трех персов-волхвов над входом в храм. Было еще несколько мусульманских нашествий на Святую Землю, приведших к тяжким последствиям. Так турки, захватившие Палестину в 1517 году, нанесли Базилике существенный урон: они выламывали мраморную облицовку храма; растапливали свинцовую кровлю, используя полученный металл для отливки пуль.

Но, несмотря на все, порой разрушительные, события многовековой истории великой христианской святыни, она сохранилась до сих пор. В храме Рождества Христова, как и много столетий назад звучат праздничные песнопения, прославляющие появление на свет чудесного Младенца. Сюда, как и раньше, съезжаются многочисленные паломники со всего христианского мира чтобы увидеть Нетленный Свет Рождества Спасителя.