Базилика Рождества

29 июня 2012 года было принято решение о включении города Вифлеема и находящегося в нем храма Рождества Христова в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Обеспокоенность местных жителей тем, что «в условиях палестино-израильского конфликта церковь подвергается опасности», стала причиной обращения в международные органы. Их голос был услышан, и великая святыня православного мира получила высокий статус, который обязывает все государства защищать храм, имеющий «выдающуюся универсальную ценность».

История знаменитого храма насчитывает уже почти 1700 лет. В 324 году мать Константина Великого, равноапостольная царица Елена, предприняла паломничество в Палестину. Она отправилась к святым местам, поскольку «имела видение, в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми». Венценосная паломница не только отыскала пещеру Рождества, но и начала возведение над этим местом церкви: «В то же время воздвигла она поклоняемому Богу два храма: один при пещере рождения, другой на горе вознесения, ибо Эммануил (с нами Бог) благоволил родиться для нас под землей, и местом плотского его рождения евреи признают именно Вифлеем. Посему, благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного, ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс, к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы…» (Евсевий Памфил). Это строительство было начато в 327 году, а уже в 332 году все работы были закончены.

Строительство базилики в Вифлееме преследовало две цели: во-первых, увековечить место рождения Христа, во-вторых, дать возможность паломникам, количество которых увеличивалось с каждым годом, помолиться в этом священном для каждого христианина месте. В соответствии с этими целями здание Константиновой базилики с самого начала четко делилось на две части: над Вертепом Рождества был построен небольшой восьмиугольный храм (мартирий), а к западу от него – собственно базилика.

В IV веке Вифлеем представлял собой небольшую деревушку к югу от Иерусалима и в последующие два века его размеры не претерпели существенных изменений. Между тем, усиливавшийся поток паломников и пожертвований вызвал к жизни необходимость в расширении и перестройке церкви, каковые и были осуществлены в эпоху Юстиниана. Константинова базилика была полностью разобрана, и на ее месте между 532 и 565 годами было построено новое здание. Если в прежней базилике мозаики украшали как стены, так и пол, то в новой – только стены. Интересно, что напольные мозаики Константиновой базилики сохранились под современным полом и их можно видеть в нескольких специально оборудованных раскопах. Кроме того, во время этой перестройки были пробиты два новых входа в пещеру Рождества, а весь комплекс базилики был обнесен мощными крепостными стенами с башнями.

В 614 году нашествие персов опустошило Святую Землю: все христианские сооружения были стерты с лица земли. Но благодаря фреске, украшавшей фасад здания и изображавшей поклонение Младенцу трех волхвов в персидских одеждах, храм Рождества Христова разрушен не был. Жестокие завоеватели не посмели разрушить базилику, почитая ее отныне и своей святыней.

Следующее испытание последовало в 638 году, когда Святая Земля была завоевана мусульманами. После этого поток паломников к христианской святыне почти полностью прекратился. Тем не менее, церковь не была разрушена. Христианам было даровано право совершать в базилике христианские богослужения рядом с мусульманами, которым там также было отведено место для молитвы. Такое положение дел сохранялось весьма долгое время вплоть до того момента, пока отряд крестоносцев, посланный Готфридом Бульонским, не занял Вифлеем в июне 1099 года. Освободители застали город в жалком состоянии: христианское население было немногочисленно, а сам город практически лежал в руинах. После этого церковь Рождества была обновлена, а клиру были дарованы земли и угодья в окрестностях Вифлеема.

Широкомасштабные работы по восстановлению базилики были произведены в XII веке, в основном, силами местных и греческих мастеров, возглавляемых монахом Ефремом. От этого ремонта до нашего времени сохранилось несколько колонн с капителями и завершений порталов в крипте. К сожалению, в июле 1244 года Вифлеем был окончательно захвачен мусульманами, в городе несколько лет не было ни одного священника, а христианское паломничество было запрещено до 1271 года.

Несмотря на столь тяжкие для христиан обстоятельства, паломничество к базилике Рождества почти никогда не прерывалось полностью. Проходило некоторое время, и самые жестокие гонители христианства либо их преемники вновь позволяли посещать святыню паломникам. Сейчас же, по милости Божией, эту возможность имеют многие верующие по всему миру. Дай Бог увидеть этот удивительный храм и помолиться у места Рождества всем имеющим это благочестивое желание.