Митрополит Афанасий Лимасольский: полюбите Христа!
Его не зовут здесь, на Кипре, ни «Ваше Высокопреосвященство», ни «митрополит», но геронда, «старец». Дух владыки – тихий и радостный. В Светлый понедельник он служил в монастыре святого Георгия Аламану: незаметно прошел в храм, встал на свое место, пропел канон Пасхи, зашел в алтарь, отслужил Литургию, всех благословил, выпил кофе в архондарике с народом и так же незаметно уехал. В понедельник Фоминой рано утром он был в монастыре святого Ираклидия для исповеди сестер, потом к нему пошли дети, прихожане. Подошла к геронде и я. В голове было много вопросов о том, как жить духовной жизнью в мегаполисе, но быстро поняла: на все вопросы у него один простой ответ: «Полюбить Христа».
Мы приводим эту неформальную беседу без редакции, чтобы передать повседневный стиль общения митрополита Афанасия.
Важно, не где ты живешь, а как!
- Спасибо, геронда, что вы обнимаете своей любовью не только духовных чад на Кипре, но и нас, русских. Мы очень вас любим!
- Для меня нет русских или киприотов, мы все – братья.
- Ритм жизни в Москве стремительный, мы все бежим, и даже церковь - лишь часть нашего расписания. Мы мало получаем для души. Ваши чада и в миру живут настоящей духовной жизнью. Они говорят, что вы принесли на остров дух афонского старчества и в нем возобновили монастыри Махерас, святого Ираклидия, Месопотамос, им увлекли за собой студентов, когда около 15 лет назад стали беседовать с ними в университете. Какой опыт вы вынесли со Святой Горы?
- Я, доченька моя, не сделал ничего особенного. Господь вершит Свои дела. Мы – негодные рабы, не сделали ничего полезного. Не нужно говорить вслух о своих делах. Бог может исполнить все и без нас. Святогорские отцы, святые наших дней, не делали разницы в том, где живет человек, но как он живет.
Неважно, живу я на Святой Горе, в России, на Кипре или в Америке. Важно, как я живу! Я могу жить нерадиво и на Святой Горе! И не преуспеть. А могу жить в Нью-Йорке и стать святым. Или жить в Москве и стать святым. Я могу жить в Махерасе и оставаться грешником. Имеют значение образ жизни и Церковь. Она есть ковчег спасения. Святая Гора столь драгоценна, потому что принадлежит Церкви. Монастыри драгоценны, потому что и они есть часть Церкви. Церковь нас спасает. Там, где есть Православная Церковь, где есть святые Таинства, где есть христианский подвиг и духовные отцы, которые помогают нам жить духовной жизнью, там есть спасение людей.
Церковь – это ковчег спасения. Не монастырь. Не Святая Гора. Не пустыня. Церковь! Церковь спасает и пустыню, и город. Церковь спасает каждого человека.
Церковь – вот ковчег спасения. Не монастырь. Не пустыня. Церковь! Церковь спасает каждого человека
По сути нет разницы между монахом и мирянином. Внешне, да, есть, но это лишь внешний образ. Разные условия жизни у монаха и у женатого человека, но по сути их путь один, потому что Христос желает наше сердце. И сердце монаха, и сердце мирянина. И клирика, и простого человека, и женатого, и неженатого. Все они должны возлюбить Христа. А тот, кто возлюбил Христа, обручается Ему в своем сердце. Не имеет значения, где он и кто он. Конечно, монахам легче, у них есть безмолвие, послушание, непопечительность...
– ...богослужения, молитва...
– Богослужения, молитва. И это большая помощь. Но Церковь подает святые Тайны всем и спасает. Нас спасает Церковь, а не места или обстоятельства нашей жизни.
Разве Христос не сказал нам: "Радуйтесь"?
– В вас и в ваших духовных чадах меня изумляет всегда тихий и радостный дух. Откуда он?
– От Христа. (Смеется.) Разве Христос не сказал нам: «Всегда радуйтесь!»? «Радуйтесь», – сказал Он мироносицам, когда воскрес. Радуйтесь! Христос – это радость, внутренний мир, любовь. И если мы рядом со Христом не чувствуем радость и покой, то кто же тогда будет радостен?
– Но не все же христиане радостные!
– Я не знаю, все или не все. Но как же нам не быть радостными? Радость, деточка моя, это присутствие Христа в человеке. Поэтому мы должны быть полны радости и славословия Бога, благодарить Христа за Его любовь и присутствие в нашей жизни.
– А разве здесь может быть "должны"? Любовь всегда естественна и исходит из сердца человека!
– Жизнь рядом со Христом и Церковью это именно и делает! Мы это знаем из своего опыта. Мы так чувствуем. Мы ничего не делаем нарочно. Эта любовь дается нам даром, но как бы как естественное следствие. Такими были все наши отцы, святые наших дней, геронда Паисий, папа-Ефрем, геронда Иосиф, папа-Харалампий, геронда Порфирий – радостные люди! Полные внутреннего мира и любви! Иначе увы нам! Христос – это свет, надежда, радость.
Я говорю не "Господи, где Ты?", а "Господи, помоги!"
– Геронда, а как сохранить этот мирный дух и доверие Богу при тяжелых и внезапных испытаниях, как смерть ребенка, неизлечимая болезнь? Или вот авиакатастрофа в Москве, погибли люди...
– Авиакатастрофа? Что ты говоришь! Я еще не слышал.
– Да, около 40 человек погибли!
– Как жаль! Но мы должны молиться, Александра! Молиться! Молитва подает все доброе душе человеческой. Молитва. Человек, когда он молится, он имеет мир в душе. Естественно, что в тяжелые минуты мы скорбим и переживаем. Но не теряем мир в своей душе, он остается внутри нас. Мы все встречаем с терпением и молитвой. Молитва дает нам силу для того, чтобы иметь внутренний мир.
– Но чтобы молиться, прежде у тебя должно быть доверие к Богу!
– Молитва – это вся наша жизнь. Я не могу молиться по графику: утром, днем и вечером. Но весь день, всю ночь, всю мою жизнь.
– Да, в этом разница. Мы открываем молитвослова обычно заполночь, когда переделали домашние дела...
– Весь день молитва! Всю жизнь молитва! Чтобы всю жизнь Бог жил в нас.
Весь день молитва! Всю жизнь молитва! Чтобы всю жизнь Бог жил в нас
Чтобы Господь был с нами вместе: в нашем сердце и в нашем уме. Нет необходимости произносить слова молитвы, но иметь Христа в своем сердце. И какую бы работу я ни делал в течение дня, и если я несу послушание, готовлю, стираю, сижу в офисе, веду машину, Христос должен всегда быть рядом, в моем сердце, чтобы не забыть Его в моей жизни. Бессмысленно произносить слова молитвы, и все! Я могу иметь присутствие Христа во мне, память о Боге и без слов.
– Вы, геронда, имеете Христа в своем сердце. Значит ли это, что когда происходят страшные вещи, вы не говорите, как это делаем мы: "Господи, где Ты?"
– Нет, я говорю: «Господи, помилуй нас и помоги нам».
– Вы не хотите получить от Бога объяснения того, как это могло произойти?
– Какие объяснения? Разве я сам не знаю, что это все последствия первородного греха? Падение человека принесло в мир смерть. Принесло зло. Принесло скорби и печали. Зло, которое происходит, его приносит грех, падение человека. Вот это наша данность, в ней мы живем.
– И наши грехи, которые мы совершаем, они тоже - причина бедствиям и катастрофам?
– Да. Прежде всего падение человека, но и наши собственные грехи, наше зло. Бог не виновен. Он не несет ответственности за зло, которое происходит вокруг нас. Виной тому – злоупотребление свободой и послегреховное состояние человечества. То есть все происходящее вокруг нас – вполне естественно для мира в его состоянии после падения. Так устроена жизнь.
Иметь в сердце Христа
– Хорошо, геронда, я поняла: если мы будем иметь в сердце Христа, нам будет легче переживать все, что происходит вокруг нас, и при этом сохранять покой внутри себя. Но как иметь постоянно в сердце Христа, живя в миру?
– Как мать, где бы она ни находилась, помнит о своем ребенке. Она может и не называть его по имени – Йоргос, Александр или Константин. Но ее дети – они в ее сердце. А ее ум – с ее детьми. Она никогда не забывает их. То же самое, и даже больше – Христос! Он должен быть в нашем сердце. И куда бы мы ни шли, Христос будет идти с нами.
– Старец Герман из Ставровуни пишет, что Бог слышит ту молитву, что исходит от чистого сердца. А можно ли нам иметь сердце чистым? Старец Герман из Ставровуни пишет, что Бог слышит ту молитву, что исходит из чистого сердца. А можно ли нам иметь сердце чистым?
– Это уже другая и великая духовная мера. Мы нечисты. Мы просто произносим: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». И это для нас целительно. То, что говорит святой геронда Герман, – это для здоровых. Мы с вами больны. И как всякий больной принимает лекарство, чтобы поправиться, так и мы. Каждый раз, когда мы говорим: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», мы принимаем лекарство.
Каждый раз, когда мы, больные, говорим: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», мы принимаем лекарство
– Вы имеете в виду, что если мы принимаем его постоянно, то есть повторяем слова молитвы, то что-то переменится внутри нас?
– Конечно! Но само собой разумеется, что мы призываем имя Божие в смирении и покаянии.
– У нас нет смирения!
– Хорошо, тогда принесем Богу то малое, что у нас есть! А что у нас есть? Язык и уста, которые способны произнести: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». То, что я имею, то и отдаю. Остальное прибавит Господь.
Молитва возвращает смысл жизни
– Большая проблема современного человека, живущего в Москве, это потеря смыслов: он не знает, куда идет, зачем живет... - потерянный человек! Что делать?
– Все мы потерянные люди (смеется), а не только те, кто живет в Москве!
– Но у наших бабушек не было этого!
– Они жили в другом ритме. У них было время, и они думали о Боге. Современный образ жизни отнял у нас время. Весь день мы бежим, ночью работаем. Постоянно – на телефоне. Раньше вечерело, и люди закрывали дверь и находились дома в полном покое. Мы должны спасать душу, исходя из тех условий, в которые нас ставит современный мир, и в эти ритмы города встраивать нашу духовную жизнь, призывая имя Христа.
– То есть опять молитва?
– Конечно, молитва. Это связь с Господом, память о Боге. Очень важно – помнить о Боге повсюду и всегда!
Очень важно – помнить о Боге повсюду и всегда! Постарайтесь. Это легко!
– Это высоко!
– Постарайтесь! Это легко!
Виноват не учитель, но ученик
– Какой пример духовной жизни вам показали старцы, которых вы знали?
– Старцы жили в монашестве, в монашеских условиях. Но они были духовниками многих мирян. Старец Паисий целыми днями принимал людей. Они жили в пустыне, но непрерывно общались с миром. То же и преподобный Серафим Саровский! Святые апостолы! Святые апостолы хранили тишину внутри себя и молитву, хотя и находились в миру, общались и с язычниками, и с христианами – со всеми! Было ли у них время для безмолвия? Нет, но безмолвие жило в их сердцах! Христос заполнял их сердце, и они служили нуждам людей и любви Христовой. То же и в монастыре: ты видишь, что у монахов множество послушаний и работ, у них нет времени пребывать в постоянном безмолвии. Но мы – не йоги. Наше спасение – не в созерцании, а в подвиге. Когда я служу своему брату, когда я служу своей семье, когда всегда и везде Христос находится в моем уме и в моем сердце – в этом мое спасение!
На престольном празднике в монастыре Св. Георгия Аламану
Наше спасение – не в созерцании, а в подвиге. Когда я служу своему брату, когда я служу своей семье
– А если у человека нет хорошего духовника, который все бы это ему объяснял?
– Проблема не в том, что нет хороших духовников, но в том, что мы не очень хорошие ученики. Духовник повторяет тебе слово Евангелия. И дальше в том, что что-то не так, виноват ученик, а не учитель. Я знал и святого Порфирия, и Паисия, и Иосифа, и Ефрема Катунакиота, и папу-Харалампия, и Иакова Эвбейского, и Софрония Эссекского, и Филофея (Зервакоса). Внешне они не походили друг на друга, но по своей сути были одно: люди Божии. Христос жил в их сердцах. Господь меня сподобил: я знал хороших учителей. Но так и остался первоклассником! И в этом не виноваты учителя, а мы сами.
Я люблю не кабель. Я люблю Свет!
– Главное, геронда, чему они вас научили, - это молитва?
– Главное, Александра, – это Христос. Не молитва, не подвижничество. Но чтобы Христос был в нашем сердце. Молитва – это средство, это электрический кабель. То же самое – подвижничество, бдение, пост. Это все, как кабель: вставил в розетку – загорелся свет. И без кабеля никак! Но я люблю не кабель. Я люблю Свет.
Послесловие: "Мы денно и нощно молимся об Украине"
Я уже ушла, но с полдороги вернулась! Зная, как митрополит Афанасий любит Украину и владыку Онуфрия, попросила его сказать два слова для верующих Украины, и он с радостью согласился:
– Я хочу сказать нашим дорогим братьям, православным христианам, которые пребывают в Украинской Церкви, что мы их любим, им сопереживаем, молимся о них, думаем денно и нощно, страдаем с ними вместе в великих испытаниях, которые они проходят. Они должны знать, что в этом великом искушении необходимы великая молитва и терпение, и искушение пройдет. Чем труднее обстоятельства, тем ближе час, когда Господь даст выход из положения, которое сегодня нам кажется безвыходным. Церковь Кипра решением Священного Синода и устами архиепископа Хризостома выразила поддержку Церкви Украины и признала каноническую Церковь, управляемую митрополитом Онуфрием. Этим решением мы хотели помочь, как могли, преодолению сложной ситуации, которая существует сегодня в Церкви на Украине. Мы крепко молимся, потому что по-человечески в этих обстоятельствах трудно найти решение, но Господь выше всех человеческих обстоятельств. И пусть наши братья, христиане Украины, имеют надежду, пребывают в единстве со своей канонической Церковью, любят Христа и Церковь и хранят верность своей Церкви и митрополиту Онуфрию. Бог да поможет вам все преодолеть!
С митрополитом Лимасольским Афанасием
беседовала Александра Никифорова
6 мая в обители св. Ираклидия на Кипре